Валютно-рублевый перекос
Валютно-рублевый перекос
30 декабря 2010, 15:13 [«Аргументы Недели», Валерий КАГАНОВ ] Излагаю свои соображения по поводу экономической ситуации в стране в контексте вечных вопросов «Почему?» и «Что делать?». Надеюсь быть услышанным, надеюсь на дискуссию, поскольку полагаю, что мои рассуждения и выводы достаточно обоснованы, чтобы не отмахиваться от них, как от пустого.
Писать буду только о том, что хорошо известно, но добавлю свои заключения. От политических и морально-этических оценок по таким болезненным вопросам, как приватизация, расслоение общества, олигархи и т.п. воздержусь, дабы не потерять в спорных суждениях цель.
За отправную точку беру январь 2002г: к этому времени страна оправилась от последствий 1998 года и валютный голод в течении последующих 7-8 лет сменился мощным, нарастающим потоком нефтедолларов. За это время страна и ее отдельные граждане заработали на продаже энергоресурсов многие – многие сотни миллиардов долларов. В итоге, по дорогам побежали миллионы новых иномарок, построены тысячи коттеджей, на многие миллиарды долларов закуплена недвижимость за рубежом, появились десятки отечественных миллиардеров, тысячи миллионеров (капиталы, разумеется, в долларах), миллионы представителей зажиточного слоя с годовым доходом в десятки тысяч долларов, построено огромное количество супермаркетов, набитых импортом. Значительное количество людей, прежде всего, в крупных городах стали жить так, как их родители, да и они сами 25-30 лет назад и мечтать не могли: разнообразные и доступные продукты, одежда, обувь, авто, электроника и прочее. Именно доступныe! Иначе зачем инвестировать средства в строительство сотен супермаркетов, закупать миллионы тонн импортного продовольствия и товаров, если их не будут здесь, в России, оживленно раскупать? И раскупают. Зайдите, к примеру, в субботу в любой «Ашан», «Оби», «Метро» и т.п. – деловое столпотворение и только. Цены, конечно, растут, но их догоняют зарплаты, вот товары и раскупаются.
Понятно, что в основе этого благополучия нефтедоллары. И не орошо, конечно, что мы , как бы, капитал потомков используем. Но, может, оно и ничего? Ведь Россия велика, богатств на столетия хватит. Кроме того, у благополучных родителей и дети благополучнее, образованнее; значит, основа на будущее закладывается…
Однако, дело даже не в моральной подоплеке нынешней экономической жизни. А чтобы понять в чем-же проблема кроется, достаточно оценить, что у нас в стране в системе «цены-зарплата-валюта» за последние 8 лет, т.е с 2002 по 2010 год, произошло.
А произошло, и это известный факт, следующее:
-средние по России зарплаты и пенсии выросли в 4 раза;
-стоимость минимальной прожиточной корзины товаров и услуг выросла в 3,6 раз;
А курс доллара? Как был 30 руб/$, так и остался. Т.е. российские внутренние цены и соответственно зарплаты за этот период выросли примерно в 4 раза, а курс валюты не изменился, притом, что ее покупательная способность за рубежом упала не более, чем на 25-30%.
И что из этого следует?
Для основной массы наших граждан, а именно тех, которые живут от получки до получки, не следует ничего: цены выросли, но и зарплаты тоже, что покупали, то и покупают. Правда, многие из этих граждан, а именно те, которые на производстве заняты были, работу поменяли по причине банкротства фирм или сокращения их производств. Но в большом городе работу найти можно, а потому не страшно. Пока.
Ну, а оптовики, крупные торговые компании, отечественные и зарубежные, те, что на импорте завязаны? Для них это был период фантастических возможностей, невиданных нигде в мире: товар за рубежом закупали почти по тем же ценам, что и в 2002 году, а продавали в России в 3-4 раза дороже! И возможность эту им обеспечил экономический курс России который, в свою очередь, основан на гигантском притоке валюты: ценам дают расти, в догонку (а то и с опережением) пускают зарплаты, а доллар держат на месте. Понятно, что при такой марже и государству через налог и таможню хватает, и чиновнику; но и компаниям торговым более, чем достаточно остается.
В этих условиях инвесторы в Россию очень охотно идут. Правда, только в том случае, если товар предназначается исключительно для России и перспективен с точки зрения оборота: торговые оптовики, строительные компании, страховщики, производство лекарств, сборочные предприятия, пищевая промышленность и т.д. Да и где еще в мире на каждый вложенный доллар в течении 3-4 лет можно вернуть в несколько раз больше! А раз так – надо пользоваться моментом, пока подпор валютный такой замечательный курс экономический проводить позволяет. И пользуются. А вкладывают ли деньги наши инвесторы в производства, продукция которых предназначена для экспорта? Конечно, нет, потому, что таких производств (кроме сырьевых и металла) у нас, практически, нет; редкие исключения объяснимы и лишь подчеркивают правило.
Вот мы и подошли к главной проблеме: к российскому производителю. Все прелести нашей жизни он не наблюдает, как зритель нейтральный, а ощущает их на себе по полной программе: металл дорожает, топливо дорожает, энергия дорожает, цены в магазинах растут, планка минимальной оплаты труда растет, налоги, поборы – значит, деваться некуда, цены за свой товар и зарплату работникам поднимать хочешь-не-хочешь, а надо. А потому и он цену на свой товар за эти годы в 3-4 раза поднял. Цену он поднял, естественно, в рублях, но и в долларах-то она так же поднялась! Скажем, отечественный авто в 2002 году 120000 руб. стоил, т.е. ~$4000, теперь стоит 360000 руб. Но в долларах –то это уже 12000! О какой конкурентоспособности с импортным аналогом можно говорить, если последний за эти годы подорожал всего на 30%! И на российском рынке от импорта в этих условиях защититься возможно только таможней (кстати, тогда о каком вступлении в ВТО вообще можно говорить всерьёз?)
И так во всем! Станки, самолеты, электроника, продукты – все подорожало в рублях, а значит и в валюте в 3-4 раза. И стоит ли удивляться фантастическому валютному взлету цен на жилье в период 2000-2008 годов с $ 300-400 до $ 5000-6000 за 1 м2 стандартной постройки в Москве? Не стоит: это результат сочетания инфляционных процессов (при опережающем росте зарплаты) с жесткой фиксацией сверху курса доллара, усиленный спекулятивной составляющей спроса.
Не замечают этого валютно-рублевого перекоса только отдельные мелкие российские производители, которые ориентированы исключительно на внутренние индивидуальные заказы, по которым импорт невозможен или не целесообразен. Любая же наша серийная технологичная промышленная продукция, включая военную технику, не имеет перспективы за рубежом, а в России может быть защищена от импортного аналога только теми или иными барьерами, что, естественно, не способствует ее совершенствованию.
Мощный валютный подпор на протяжении последних 8-9 лет позволил власти виртуозно реализовать в России устойчивое сочетание «умеренной» ежегодной инфляции в размере 8-13% при даже опережающем росте зарплат и пенсий с практически неизменным курсом доллара. В моих словах нет издевки: в каждый момент времени этот экономический курс соответствовал принципу «и волки сыты и овцы целы», ибо в рамках сложившейся системы любой шаг в сторону был бы чреват негативными последствиями. В каждый момент власти искали направление локального максимума положительного эффекта. Но в математике известно, что оптимальное направление в каждый данный момент далеко не всегда приводит к оптимальному итогу.
Вот так получилось и у нас; в итоге сложилась негативная парадоксальная ситуация из разряда « чем лучше – тем хуже»: чем больше приходит в страну нефтедолларов, тем дольше и проще возможно продолжать озвученный выше экономический курс, из которого следует:
- с одной стороны – рост благосостояния (зачастую, фантастический), пусть не большинства, но все –же миллионов граждан (притом, что остальные, в основном, как жили , так и живут, не хуже и не лучше. Пока), активная деятельность в отдельных отраслях хозяйства (стройиндустрия, сырьевая промышленность, индустрия перевозок и хранения, металлургия и т.п), приток инвестиций (но только озвученной выше направленности), изобилие продуктов и товаров на прилавках и, как следствие, ощущение многими гражданами стабильности, надежда, что и дальше будет не хуже;
- с другой стороны – безоговорочное уничтожение серьезного отечественного производителя, отсутствие мотивации создания новых отечественных технологий. И никакие денежные вливания и, тем более призывы и увещевания, не могут нашему производителю помочь, не могут быть эффективными в перспективе, поскольку невозможно разогнаться, если одновременно жать на тормоз и газ.
* * *
И вот я подошел ко второму риторическому вопросу: а что же делать?
Но, может быть, озвученное мною – карикатура на действительность, и все совсем не так мрачно? Что же, я был-бы рад ошибаться. Но многократный «прогон» этого материала на близких мне думающих людях имел один и тот же итог: «все так, и все без тебя хорошо известно.» Но если это все так, тогда почему никто не кричит «караул»?
Если я неправ – тогда в чем неправ, если прав – тогда нельзя бездействовать.
Итак, что же делать, если все так и есть? У меня в голове сложилась столь спорная, болезненная для миллионов, более того, увы, маловозможная с точки зрения реализации концепция выхода из тупика, что, вместо того, чтобы ее озвучить, я предпочел бы послушать мнение других, особенно специалистов от экономики.
Я полагаю, что тема заслуживает серьезной дискуссии; надеюсь, что так и будет.
http://www.argumenti.ru/economics/n270/89194/