Шаманизм в Забайкалье Кто из нас не кидал монетку или сигарету «на счастье» бурятскому
богу Бурхуну при переезде перевалов… Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое
отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих все стороны
хозяйственной жизни. В большинстве обрядов главную роль играл шаман как
посредник между миром духов и людей. Религией эвенков был шаманизм, развившийся
из первобытной веры в духов, почитания природы и тотема животных, а также
культа предков и магии. На фото манекен шаманки XIX век. Традиционной религией эвенков, так же как и бурят является
шаманизм. Слово "шаман" имеет эвенкийское происхождение. Главное и
характерное в шаманизме - обожествление сил природы и умерших предков, вера в
то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно
влиять на них для обеспечения счастья, здоровья, благополучия и здоровья,
отвращения беды. Шаманизм в Забайкалье восходит к первобытнообщинному строю,
когда охота, рыболовство и собирательство были основными средствами добывания
пищи. В последующие периоды шаманизм развивается, усложняется, становится особой
системой религиозных представлений и обрядов, охватывает все сферы жизни,
оказывает влияние на формирование культуры и образа жизни людей. В общей картине шаманизма народов Центральной Азии и Сибири
бурятский и эвенкийский шаманизм отличается высоко развитым политеизмом
(многобожьем) и сложностью обрядового комплекса. Как любое общественное явление
он имеет свою структуру и выполняет целый ряд социальных функций. Сущность
шаманистского мировоззрения заключается в следующих положениях: 1) мир, в том числе человек, создан высшими существами или
же по их велению; 2) вселенная делится на три мира - небесный, земной и
подземный, каждый из них наполнен определенными божествами и духами; 3) каждая местность, гора, озеро, река, лес, имеют своего
духа - хозяина, а животное и человек - душу. Душа человека после его смерти
становится духом; 4) в мире множество богов и духов с конкретными назначениями
и функциями, они определяют ход жизни - рождение, болезни, смерть, удачу, беды,
войны, урожай и т.д. Во главе всех богов стоит Вечное Синее Небо, которое все
видит, все знает; 5) человек может воздействовать на богов и духов путем
жертвоприношений, молитв, соблюдения определенных правил, вызывать милость или
гнев, симпатию или неприязнь; 6) шаманы - посредники между сверхъестественными существами
и людьми, они обладают особыми качествами и правами, дарованными свыше". Содержание и формы шаманистских обрядовых действий были
весьма разнообразны и имели определенный порядок. Коллективные обрядовые
действа назывались тайлаган и сасли. Составная часть шаманистской культовой
системы - священные места, где устраиваются молебствия. В отличие от христиан
или буддистов шаманисты не имеют специальных храмов для отправления служб и их
проводят на открытом воздухе, у подножия или на вершине горы, на берегу реки
или озера, у родника, скалы или дерева, на месте шаманского погребения, у
коновязи. Индивидуально-семейные обряды устраиваются как на природе, так и в
помещении - юрте, доме, на улице, и в ограде. Места жертвоприношений относились
к числу святынь.
На территории Забайкалья буддизм стал распространяться в XVI
веке. Сюда он проник из Монголии, а в эту страну из Тибета. Буддизм в
Забайкалье является самым северным ответвлением махаяны - тибетского
направления гелугпа. Гелугпа - ведущая школа буддизма в Тибете. Основатель
гелугпы - тибетский монах и философ Цзонхава (1357-1419 гг.). Он преобразовал
систему монашеского обучения: на смену индивидуальному наставничеству пришли
монастырские школы. Более пышной стала храмовая обрядовость. Был введен строгий,
регламентированный ритуал почитания будд и бодхисатв. В Забайкалье, как и
повсюду, буддийский культ выступает во взаимодействии с традиционными
культовыми системами, трансформируясь под воздействием местных архаических
верований. Среди священных книг главными считаются "Ганджур" и
"Данджур". На фото Цугольский
Дацан, так он выглядел в XIX веке. Буддизм в Забайкалье духовно объединил разрозненные
родоплеменные и территориально-родовые подразделения. Интегративная роль
буддизма заключалась и в том, что поддерживаемые внутри этой конфессии связи
приобщили бурят к ценностям духовной культуры народов Центральной Азии, вывели
замкнутую этническую культуру родового общества на новый уровень мирового
развития, основанного на письменности, книгопечатании, школьном образовании,
профессиональном научном, литературном и художественном творчестве. Материал взят с сайта http://www.museums75.ru/zaletnology.htm
|