Ясная Четверг, 21.11.2024, 23:44
Приветствую Вас Гость | RSS




Все мы были, есть и будем солдатами!
Меню сайта
Наш опрос
В данный момент Вы находитесь на Ясной???

Результат опроса Результаты
Все опросы нашего сайта Архив опросов
Всего голосовало: 5391
Обсудить на форуме
Наша погода
Ясная (Оловяннинский р-н)
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Забайкальцы: 0
Посетители на карте
Locations of visitors to this page
Главная » 2009 » Декабрь » 4 » Наши суеверья
Наши суеверья
18:06

Шаманизм в Забайкалье

Кто из нас не кидал монетку или сигарету

«на счастье» бурятскому богу

Бурхуну при переезде перевалов…

Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих все стороны хозяйственной жизни. В большинстве обрядов главную роль играл шаман как посредник между миром духов и людей. Религией эвенков был шаманизм, развившийся из первобытной веры в духов, почитания природы и тотема животных, а также культа предков и магии. На фото манекен шаманки XIX век.

Традиционной религией эвенков, так же как и бурят является шаманизм. Слово "шаман" имеет эвенкийское происхождение. Главное и характерное в шаманизме - обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, здоровья, благополучия и здоровья, отвращения беды.

Шаманизм в Забайкалье восходит к первобытнообщинному строю, когда охота, рыболовство и собирательство были основными средствами добывания пищи. В последующие периоды шаманизм развивается, усложняется, становится особой системой религиозных представлений и обрядов, охватывает все сферы жизни, оказывает влияние на формирование культуры и образа жизни людей.

В общей картине шаманизма народов Центральной Азии и Сибири бурятский и эвенкийский шаманизм отличается высоко развитым политеизмом (многобожьем) и сложностью обрядового комплекса. Как любое общественное явление он имеет свою структуру и выполняет целый ряд социальных функций. Сущность шаманистского мировоззрения заключается в следующих положениях:

1) мир, в том числе человек, создан высшими существами или же по их велению;

2) вселенная делится на три мира - небесный, земной и подземный, каждый из них наполнен определенными божествами и духами;

3) каждая местность, гора, озеро, река, лес, имеют своего духа - хозяина, а животное и человек - душу. Душа человека после его смерти становится духом;

4) в мире множество богов и духов с конкретными назначениями и функциями, они определяют ход жизни - рождение, болезни, смерть, удачу, беды, войны, урожай и т.д. Во главе всех богов стоит Вечное Синее Небо, которое все видит, все знает;

5) человек может воздействовать на богов и духов путем жертвоприношений, молитв, соблюдения определенных правил, вызывать милость или гнев, симпатию или неприязнь;

6) шаманы - посредники между сверхъестественными существами и людьми, они обладают особыми качествами и правами, дарованными свыше".

Содержание и формы шаманистских обрядовых действий были весьма разнообразны и имели определенный порядок. Коллективные обрядовые действа назывались тайлаган и сасли. Составная часть шаманистской культовой системы - священные места, где устраиваются молебствия. В отличие от христиан или буддистов шаманисты не имеют специальных храмов для отправления служб и их проводят на открытом воздухе, у подножия или на вершине горы, на берегу реки или озера, у родника, скалы или дерева, на месте шаманского погребения, у коновязи. Индивидуально-семейные обряды устраиваются как на природе, так и в помещении - юрте, доме, на улице, и в ограде. Места жертвоприношений относились к числу святынь.

На территории Забайкалья буддизм стал распространяться в XVI веке. Сюда он проник из Монголии, а в эту страну из Тибета. Буддизм в Забайкалье является самым северным ответвлением махаяны - тибетского направления гелугпа. Гелугпа - ведущая школа буддизма в Тибете. Основатель гелугпы - тибетский монах и философ Цзонхава (1357-1419 гг.). Он преобразовал систему монашеского обучения: на смену индивидуальному наставничеству пришли монастырские школы. Более пышной стала храмовая обрядовость. Был введен строгий, регламентированный ритуал почитания будд и бодхисатв. В Забайкалье, как и повсюду, буддийский культ выступает во взаимодействии с традиционными культовыми системами, трансформируясь под воздействием местных архаических верований. Среди священных книг главными считаются "Ганджур" и "Данджур". На фото Цугольский Дацан, так он выглядел в XIX веке.

Буддизм в Забайкалье духовно объединил разрозненные родоплеменные и территориально-родовые подразделения. Интегративная роль буддизма заключалась и в том, что поддерживаемые внутри этой конфессии связи приобщили бурят к ценностям духовной культуры народов Центральной Азии, вывели замкнутую этническую культуру родового общества на новый уровень мирового развития, основанного на письменности, книгопечатании, школьном образовании, профессиональном научном, литературном и художественном творчестве.

Материал взят с сайта http://www.museums75.ru/zaletnology.htm

Просмотров: 2092 | Добавил: bublik | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Ваш мини профиль
Привет: Гость

Сообщения:

Гость, мы рады вас видеть.
Календарь
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
  • Сайт школы №2

  • Сайт Братство ЗабВО

  • Форум ветеранов ЗабВО

  • На содержание сайта в год требуется около 2000 рублей. Желающие могут поддержать сайт отправив небольшую сумму на кошелек ЯНДЕКС ДЕНЬГИ: 41001278761845


    Ясная © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz