О деградации Забайкалья – письмо негодования президенту Путину
«В отсутствие комплексных и по-настоящему действенных мер государственной поддержки Забайкальский край оказался в сложной социально-экономической ситуации», — говорится в ответе забайкальского правительства на новую программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Сам по себе документ удивительный: его язык живой, он полон негодования, обиды на федеральное правительство, и при этом написан региональными чиновниками и заверен Натальей Ждановой. «Чита.Ру» публикует текст письма, предоставленного анонимным источником. Факт его существования агентству также подтвердил источник в органах власти.
Новая редакция программы была опубликована в начале августа. Байкальский регион остался, по большей части, лишь в названии, средства на развитие Забайкалья, Бурятии и Иркутской области в неё практически не предусмотрены. Экс-министр финансов Андрей Кефер, комментируя ИА «Чита.Ру» положения программы, заявил, что её принятие не несёт Забайкалью ничего хорошего.
На титульном листе — неразборчивая резолюция президента Путина «Улюкаеву, Белоусову…», из которой понятно, что документ ушёл в Министерство экономического развития РФ. «Уважаемый Владимир Владимирович! Российская Федерация неоднократно подтверждала намерение использовать потенциал Сибири и Дальнего Востока для усиления роли и значения нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Забайкальский край, находящийся на путях интеграции России со странами региона, мог бы внести свой весомый вклад в достижение данной цели», — письмо начинается с обоснования важного стратегического положения Забайкалья первому лицу государства.
Далее авторы обращения к президенту сетуют на низкие собственные доходы региона, которых недостаточно даже на первоочередные нужды, такие как выплата зарплат бюджетникам. Инвестиции, продолжают авторы, точечны и несистемны, что не позволяет говорить о комплексном подходе к развитию края. Краевое правительство просит диверсификации экономики региона и настаивает, что федеральные дотации нельзя считать эффективным механизмом развития даже в краткосрочной перспективе.
В письме отмечено, что Забайкалье обладает большим потенциалом для развития промышленности, сельского хозяйства, логистики и приграничного сотрудничества, и вообще, край может стать площадкой для отработки взаимодействия с Китаем. «Это может быть небольшой по масштабу и ограниченный рамками одного региона экспериментальный проект, подкреплённый чётко выраженной политической волей президента Российской Федерации. Проект должен строиться на специальном торгово-инвестиционном соглашении с КНР и сочетать в себе необходимый геополитический размах с безусловной управляемостью», — отмечено в документе.
На основании вышеизложенного [на тот момент ещё врио губернатора] Наталья Жданова просит президента Владимира Путина поручить Минэкономразвития до 1 июля 2017-го разработать комплексный план социально-экономического развития Забайкальского края на основе использования российско-китайских приграничных связей, а правительству страны утвердить план до 1 октября 2017 года.Уважаемый Владимир Владимирович...
Забайкальский край обладает достаточным потенциалом развития промышленного и аграрного комплексов, логистики и приграничного сотрудничества. Полагаю, что ориентир на интенсификацию внешнеэкономических связей в сочетании с дальнейшей реализацией мер по развитию территорий Дальнего Востока и Байкальского региона способен придать необходимую динамику экономике Забайкалья.
Реализация совместных проектов в Забайкалье может стать площадкой для апробации путей взаимодействия с Китаем на приграничном и межрегиональном уровне. Это может быть небольшой по масштабу и ограниченный рамками одного региона — Забайкальского края — экспериментальный проект, подкреплённый чётко выраженной политической волей президента Российской Федерации. Проект должен строиться на специальном торгово-инвестиционном соглашении с КНР и сочетать в себе необходимый геополитический размах с безусловной управляемостью.
Учитывая изложенное, а также необходимость исполнения ваших директив по развитию внешнеэкономических связей приграничных регионов России с Китаем, прошу вас, уважаемый Владимир Владимирович, поручить:
1) Минэкономразвития России совместно с Правительством Забайкальского края в срок до 1 июня 2017 года разработать и представить для утверждения в Правительство России проект комплексного плана социально-экономического развития Забайкальского края на основе использования российско-китайских приграничных связей, который будет предусматривать, в том числе, подготовку соответствующего торгово-инвестиционного соглашения с Китаем; ответственным исполнителем плана определить Минэкономразвития России;
2) Правительству России в срок до 1 октября 2017 года утвердить указанный план;
3) помощнику президента Российской Федерации А.Р. Белоусову осуществлять координацию действий по разработке и реализации плана.
«Забайкалье — на обочине международных проектов России» — озаглавлена первая часть приложенного к письму обоснования разработки комплексного плана социально-экономического развития Забайкалья.
В письме отмечают, что с началом нового века большие надежды возлагались на координацию планов по развитию Дальнего Востока и Забайкалья с программой восстановления промышленности северо-восточного Китая, но из 204 проектов с участием России были полностью реализованы только восемь, а 29 находятся на стадии выполнения.
Далее авторы письма обращают внимание президента на две несправедливости: газопровод «Сила Сибири» проложат из Иркутской области в Китай, минуя Забайкалье; экономический коридор Китай — Монголия — Россия «Степной путь» также не пройдёт через край. Это «грозит тем, что на карте страны восточнее Байкала появится территория неблагополучия площадью около полумиллиона квадратных километров», — к такому выводу приходят в краевом правительстве.Пункт №1. На обочине
1. Забайкалье — на обочине международных проектов России
Забайкалье объединяет дальневосточные регионы с остальной частью России. Дальний Восток, в свою очередь, является территорией, сопредельной с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР) — одним из быстрорастущих экономических и стратегических районов мира. Основная зона непосредственного контакта с АТР — восточный участок российско-китайской границы. Именно Забайкалье, на которое приходится четверть (около 1000 км) протяжённости этого участка, по сути, обеспечивает решение задач геополитической безопасности и территориальной целостности государства.
В начале второго десятилетия XXI в. большие надежды возлагались на соглашение о координации планов по развитию Дальнего Востока и Забайкалья и программы восстановления промышленной базы северо-восточного Китая. Однако за годы реализации программы из 204 проектов с участием России были полностью реализованы только 8 (0,04%), находятся в стадии выполнения 29 (14,2%).
Вместе с тем в настоящее время Россия во взаимодействии с КНР осуществляет два суперпроекта:
1) строительство системы магистральных газопроводов «Сила Сибири» из Иркутской области и Якутии, минуя Читу, через Благовещенск до Владивостока. Как следствие, в Забайкалье не появится такой мощный фактор социально-экономического развития, как трубопроводный газ. Темп отставания региона по уровню и качеству жизни от среднероссийских показателей будет ускоряться;
2) в июне 2016 года в ходе встречи лидеров трёх государств была принята Программа создания экономического коридора «Китай — Монголия — Россия», направленная на сопряжение Евразийского экономического союза и Экономического пояса «Шелкового пути» с монгольской инициативой «Степной путь». Наш регион, как и в первом случае, остаётся в стороне. Практически это означает ещё большее снижение интереса к нашему краю без каких-либо компенсационных мероприятий со стороны федерального центра.
Объективно формируется альтернативный маршрут по Евразийскому трансконтинентальному пути. Превращение Транссиба восточнее Байкала во второстепенную транспортную ветку приведёт к негативным последствиям для связанной с ним инфраструктуры, которая в настоящее время позволяет Российской Федерации интегрировать Дальний Восток.
Как представляется, решение о создании экономического коридора «Китай — Монголия — Россия» в сочетании со строительством газопровода «Сила Сибири» в обход Забайкалья грозит тем, что на карте страны восточнее Байкала появится территория неблагополучия площадью около полумиллиона квадратных километров.
«Слабое звено в государственном строительстве» — называется второй пункт приложения к письму. Первыми строками авторы оправдывают информационную повестку «пишущих один негатив» забайкальских СМИ и соглашаются с позицией многих журналистов: «Забайкальский край входит в число регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Это, конечно, не означает, что позитивные моменты отсутствуют. Однако, к сожалению, они не являются определяющими. Поэтому они сознательно были оставлены за скобками для более ясного описания ситуации».
Краевое правительство иллюстрирует бедственное положение региона статистическими данными: 81-м местом по качеству жизни, неприлично низким показателем ВВП, огромным и неуклонно растущим госдолгом, снижением средних зарплат на 2,6% за год, которое может привести к росту социальной напряжённости. «В результате многолетнего хронического недофинансирования всех сфер жизни нынешнее социально-экономическое состояние Забайкальского края наиболее точно описывается словом деградация», — с прискорбием резюмируют авторы письма.
Недовольство, озлобленность, чувство безнадёжности продолжают копиться, говорится в письме, но пока конвертируются не в политический протест, а в асоциальное поведение: убийства, самоубийства — по ним Забайкалье находится на лидирующих позициях в России. На это авторы документа обращают особое внимание.Пункт №2. Территория недовольства
2. Слабое звено в государственном строительстве
Забайкальский край входит в число регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Это, конечно, не означает, что позитивные моменты отсутствуют. Однако, к сожалению, они не являются определяющими. Поэтому они сознательно были оставлены за скобками для более ясного описания ситуации.
По данным рейтингового агентства «РИА Рейтинг», по уровню социально-экономического развития в 2015 году край занял 69-е место (в 2014 году — 67-е место), по качеству жизни — 81-е место среди субъектов России (в 2014 году — 78-е место).
Основной показатель — среднедушевой объем валового регионального продукта составляет по Забайкальскому краю менее 50% по отношению к среднему показателю по стране (Забайкальский край — 219,7 тыс. рублей, Россия — 551,4 тыс. рублей). Доля края в объёме ВРП Российской Федерации (по сумме ВРП субъектов Российской Федерации), практически не меняется и составляет менее 0,5%.
В то же время государственный долг региона по состоянию на 1 января 2016 года составил 26,5 млрд. рублей, или 49,7% от консолидированных налоговых и неналоговых доходов края. Государственный долг увеличился по сравнению с 1 января 2015 года на 6,5 млрд, рублей, или на 32,5%. При этом на протяжении последних лет происходит уменьшение федеральных трансфертов в региональный бюджет. Доля безвозмездных поступлений в общем объёме доходов консолидированного бюджета края по состоянию на 1 января 2016 составила 37%, в то время как на 1 января 2013 года она составляла 40,8%. Сумма трансфертов сократилась на 1,7 млрд. рублей.
В связи с низкой бюджетной обеспеченностью в I квартале 2016 года средняя заработная плата работников бюджетной сферы снизилась на 1,7% к уровню 2015 года и составила 21215,5 рубля при общей численности работников — 98384 человек. Средняя заработная плата по экономике в регионе снизилась на 2,6% и составила 30056,5 рубля. Это свидетельствует об ухудшении положения работников и может привести к нарастанию социальной напряжённости в крае.
В Забайкальском крае сложилась нестабильная ситуация с выплатой заработной платы как в реальном секторе экономики, так и в организациях бюджетной сферы. Глубина задолженности в отдельных организациях, составляющих экономическую основу региона, составляет около 6 месяцев.
При этом ситуация на региональном рынке труда ухудшается. В среднем за февраль—апрель 2016 года общая численность безработных составила 58,2 тыс. человек, или 10,9% от экономически активного населения (за февраль—апрель 2015 года — 10,3%). По данному показателю Забайкальский край занимает 10-е место из 12 регионов Сибирского федерального округа.
В результате многолетнего хронического недофинансирования всех сфер жизни нынешнее социально-экономическое состояние Забайкальского края наиболее точно описывается словом «деградация». Самым показательным в этом смысле является плачевное состояние почтового и банковского обслуживания, а также предоставления услуг связи.
Жители многих сельских населённых пунктов остались вообще без банковского обслуживания, только в 16,5% населённых пунктов края имеются подразделения Сбербанка. В крае примерно 200 отделений почтовой связи не телефонизированы. Многие почтовые отделения работают только 2-3 дня в неделю при неполном рабочем дне. Ситуация усугубилась происходившим повсеместно сокращением штатов почтальонов и без того работающих не на полную ставку.
Закрытие почтовых отделений в сельских населённых пунктах лишило доступа жителей этих сёл не только к почтовым услугам. Для них почта является единственной возможностью получить равный доступ к широкому перечню государственных услуг: получению пенсий и социальных пособий, оплате коммунальных услуг, осуществлению денежных переводов и т.д.
В целом по краю не обеспечено сотовой связью 184 населённых пункта, большинство из которых находится в приграничных районах, и жители этих населённых пунктов вынуждены пользоваться услугами сотовых операторов Китая и Монголии. Для многих забайкальцев ограничена или исключена возможность получения качественного широкополосного доступа в сеть Интернет. Поскольку во многих сёлах отсутствует и мобильная связь, то часто возникает проблема вызова экстренных служб.
Ситуация в экономике и бюджетной сфере определяет, к сожалению, и неприемлемо высокий уровень бедности в крае. Значительная доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (20,5% при среднем показателе по России 13,4%), низкий уровень ввода жилья на 1000 жителей (в 1,7 раза меньше, чем по России), высокий уровень безработицы (выше, чем по России в 1,8 раза) и ряд других показателей характеризуют Забайкальский край как регион с неблагоприятными и непривлекательными условиями для проживания.
Общественное недовольство, озлобленность, чувство безнадёжности объективно продолжают копиться вследствие вышеизложенных обстоятельств. Но конвертируются они пока не в политические формы организованного протеста, а в асоциальные проявления и рост смертности от внешних причин. Смертность от убийств и самоубийств в Забайкальском крае в несколько раз превышает среднероссийский показатель. На протяжении последних лет Забайкальский край находится на первом месте в России по уровню преступности (почти в 2 раза выше среднероссийского показателя).
В связи с вышеизложенными обстоятельствами на протяжении последних 20 лет в Забайкалье наблюдается стабильно высокий уровень миграции населения. В 2015 году миграционная убыль по краю составила 66,4 человека на 100 тысяч человек населения, в то время как по России отмечался миграционный прирост 14,7 человек. Начиная с 1995 года край покинули более 120 тысяч человек.
Площадь приграничных территорий края составляет более 30% территории региона, плотность населения здесь — 1,9 человека на 1 кв. километр, в том числе в сельской местности — 0,87 человека на 1 кв. километр (для сравнения: Российская Федерация — 8,4 человека, в целом по Забайкальскому краю — 2,5 человека). За 11 лет численность населения приграничных районов сократилась на 15,3%. При этом численность постоянного населения края с начала 1990 года снизилась с 1320,6 тыс. человек до 1083,0 тыс. человек. Миграционная динамика с прироста в 3,1 тыс. человек (в 1990 году) ухудшилась до убыли 7,2 тыс. человек (в 2015 году).
За аналогичный период в крае критично сократились объёмы посевных площадей и поголовье скота. Так, в хозяйствах всех категорий посевные площади сократились с 1,5 млн га (в 1990 году) до 0,2 млн га (в 2015 году). Забайкальский феномен заключается в том, что в Забайкалье и, например, в соседней Монголии — идентичные природно-климатические условия, одно и то же разнотравье в степи, населённой родственными народами — российскими бурят-монголами и монгольскими халха-монголами. Они из поколения в поколение передают искусство пастбищного скотоводства. С тем лишь различием, что в Монголии поголовье скота неуклонно растёт, достигнув сегодня исторического максимума в более чем 50 млн голов, в то время как в Забайкалье, традиционной специализацией которого является именно животноводство, в том числе овцеводство, поголовье овец и коз сократилось более чем в семь раз.
Как результат, серьёзно сужаются перспективы развития агропромышленного комплекса, который является традиционной жизнеобеспечивающей отраслью для региона и потенциально может представить важное направление международной специализации.
«Существующие механизмы господдержки не решают проблемы» — озаглавлена часть с непосредственно разбором федеральных программ по развитию восточных территорий. По мнению авторов документа, сейчас просто нет действенных механизмов поддержки Забайкалья.
Разработанная для развития отдалённых территорий страны федеральная программа «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года», говорится в письме, диспропорциональна, в ней наблюдался заметный перекос в сторону дальневосточных регионов: «На душу населения субъектов ДФО приходится более чем в 4 раза больше средств федерального бюджета, чем на душу населения субъектов Байкальского региона. Доля софинансирования за счёт средств региональных бюджетов в среднем по программе составляет 5,8%, для Забайкальского края — 21%».
Авторы письма отмечают, что в новой редакции программы, принятой федеральным правительством 9 августа, интересы Забайкалья также почти не учтены. По их мнению, экономика региона сжалась до масштаба, не отвечающего исторически накопленным социальным обязательства. «От [их] исполнения мы не можем отказаться без негативных социально-политических последствий», — отмечается в документе.Пункт №3. Федеральная несправедливость
3. Существующие механизмы господдержки не решают проблемы
Решение задач комплексного социально-экономического развития региона, эффективность использования ресурсов и резервов серьёзно ограничиваются как геополитическими факторами (ограничение начиная с 30-40-х годов XX века государственных инвестиций, неразвитость инфраструктуры, обусловленные международной обстановкой, приоритизацией развития дальневосточных и южных регионов страны), так и отсутствием до настоящего времени действенных механизмов государственной поддержки комплексного развития Забайкальского края.
В целях решения задачи ускорения экономического роста для повышения благосостояния населения принята государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Данная программа, как и ФЦП «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года» (далее — ФЦП), деятельность Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, ряд иных инструментов и механизмов государственной поддержки ориентированы почти исключительно на развитие субъектов Дальневосточного федерального округа (далее — ДФО).
При разработке и формировании ФЦП в части оказания государственной поддержки за счёт средств федерального бюджета по отношению к трём субъектам Байкальского региона наблюдается значительная диспропорция финансирования. Так, доля государственной поддержки для Забайкальского края без учёта средств, предусмотренных на развитие железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, составляет 2,15%, (Иркутской области — 6,90%, Республики Бурятия — 5,61%). Доля государственной поддержки субъектов Дальневосточного региона в ФЦП составляет 85,33%.
На душу населения субъектов ДФО приходится более чем в 4 раза больше средств федерального бюджета, чем на душу населения субъектов Байкальского региона. Доля софинансирования за счёт средств региональных бюджетов в среднем по программе составляет 5,8%, для Забайкальского края — 21%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 года №757 была утверждена новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Она по-прежнему всецело направлена на развитие только Дальнего Востока, интересы Байкальского региона практически не учтены. Минвостокразвития России в рамках имеющихся полномочий обеспечивает включение в отраслевые государственные программы проектов и мероприятий исключительно ДФО.
В хозяйственной деятельности Забайкалья из-за отсутствия внутри страны спроса на продукцию отраслей традиционной специализации и, соответственно, инвестиций сохраняются факторы торможения, которые не позволяют обеспечить темпы развития хотя бы до уровня среднероссийских показателей. Забайкалье теряет привлекательность для инвесторов и для проживания граждан, усиливаются тенденции миграционного оттока, снижения деловой и инвестиционной активности. Наша региональная экономика сжалась до масштаба, не отвечающего исторически накопленным социальным обязательствам, от исполнения которых мы не можем отказаться без негативных социально-политических последствий.
«Необходимы новые источники экономического развития» — требует заголовок заключительного пункта обоснования. Авторы предлагают использовать географическое положение Забайкалья и его высокий производственный потенциал для создания товаров для экспорта в Китай и другие страны региона, «не допуская при этом полного замыкания региона на Китай в ущерб связям с другими субъектами Российской Федерации». Сохранение территориальной целостности России должно быть главным требованием при разработке проекта, отмечают авторы письма.
Правительство Забайкалья ещё раз просит президента Путина поручить Минэкономразвития начать разработку программы комплексного развития региона под личным патронажем главы государства.
«Одним из эффективных блоков плана может стать комплекс мероприятий по активизации и углублению эффективных торгово-экономических отношений Забайкальского края с рынками стран Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, Китайской Народной Республикой, что предусмотрено директивами президента России по развитию внешнеэкономических связей с приграничными территориями Китая», — говорится в заключении.Пункт №4. Дивный новый путь
4. Необходимы новые источники экономического развития
Из вышеизложенного видно, что в экономике Забайкальского края сложилась крайне неблагоприятная ситуация, которая при отсутствии соответствующих действий по её стабилизации и формированию условий для устойчивого развития может обернуться полной деиндустриализацией региона с окончательным превращением его в отсталую и социально неблагополучную территорию.
Таким образом, в условиях высоких темпов экономического роста и численности населения приграничных с Забайкальем районов КНР формируется угроза дестабилизации выполнения краем государственных функций. Во избежание такого развития событий предстоит буквально в течение нескольких лет поменять структуру и качество регионального хозяйства. Прежние экономические модели практически исчерпали себя, экономика Забайкалья нуждается в новых рынках, новых источниках спроса и инвестиций, свежих бизнес-идеях и нетривиальных подходах.
В Забайкальском крае имеются все предпосылки для бюджетно-экономического благополучия: уникальные запасы минерального сырья, богатые сельскохозяйственные угодья, производственные мощности и квалифицированные работники. Регион располагает самыми обширными в сибирско-дальневосточном регионе площадями естественных продуктивных пастбищ, позволяющих кратно увеличить темпы развития поголовья мясного скотоводства, овцеводства и табунного коневодства, производить крупные объёмы экологически чистых зерновых, масличных и кормовых культур. Это, наряду с минерально-сырьевой базой, второе глобальное исходное конкурентное преимущество края, реализация которого возможна в силу высокой востребованности настоящей продукции межрегиональным рынком и быстрорастущими рынками соседних стран.
Полагаем, главная проблема современной экономики Забайкалья — недостаток спроса. Продукция Забайкальского края практически не востребована центральными рынками страны, инвестиции крупных частных отечественных компаний в последние 20 лет за редким исключением направляются в горно-рудный сектор. Новые источники внешнего спроса должны стать двигателем для стабильного развития.
Как представляется, разумная опора на торгово-инвестиционные возможности Азиатско-Тихоокеанского региона способна придать позитивную динамику экономике Забайкалья. Для этого необходимо, чтобы на практике заработала связка «интеграция России в АТР — развитие Дальнего Востока и Забайкалья — российско-китайское региональное взаимодействие», нужно открыть новые рынки, новые окна инвестиционных возможностей.
Главное препятствие — по-прежнему недостаточно определённая позиция в отношении вовлечения Китая в развитие Дальнего Востока и Забайкалья. Тем не менее, в нынешней внешнеполитической и демографической обстановке возрастает необходимость превращения восточных регионов в плацдарм для расширения сферы экономического присутствия страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Забайкальский край — точка соединения экономических и культурных путей с Запада и Востока. Более 100 лет после строительства Транссиба и Китайско-Восточной железной дороги из Читы во Владивосток через Маньчжурию наша страна поддерживает отношения с Китаем через Забайкалье.
Поднять экономику края может укрепление экономических отношений с Азиатско-Тихоокеанским регионом, прежде всего, с Китаем. Вероятно, инвестиции в Забайкалье не пойдут без гарантий со стороны государства. При этом для решения принципиальных задач необходим личный патронаж со стороны президента России.
По нашему мнению, с одной стороны, проект необходимо строить на использовании российско-китайских региональных связей как одной из реальных платформ для интеграции России в АТР, вписывая их в общую схему стратегического партнёрства. Развитие приграничных и региональных связей с Китаем в Забайкалье позволит нашей стране найти и опробовать оптимальные формы использования потенциала региона для решения стоящих перед государством геополитических и экономических задач, в том числе кардинального подъёма уровня социально-экономического развития Забайкалья и других восточных окраин страны.
С другой стороны, сохранение территориальной целостности страны — главное требование к разработке проекта. Стратегия и модель экономической интеграции Забайкалья в приграничные связи должны удовлетворять долгосрочным интересам как региона, так и России в целом, во главу угла следует поставить более прочную привязку этой территории к федеральному центру.
Двуединая задача состоит в том, чтобы привлечь китайские инвестиции, и производить в Забайкалье продукцию на экспорт, не допуская при этом полного замыкания региона на Китай в ущерб связям с другими субъектами Российской Федерации. И не только через модернизацию транспортной инфраструктуры, но и путём развития альтернативных отраслей, в частности, добычи золота и урана.
Учитывая сложность положения, Правительством Забайкальского края предлагается формирование на федеральном уровне специального комплексного плана развития края, направленного на обеспечение социально-экономической стабильности в регионе, разработка и реализация которого будет координироваться Администрацией президента Российской Федерации.
Одним из эффективных блоков плана может стать комплекс мероприятий по активизации и углублению эффективных торгово-экономических отношений Забайкальского края с рынками стран Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, Китайской Народной Республикой, что предусмотрено директивами президента России по развитию внешнеэкономических связей с приграничными территориями Китая.
В пресс-службе губернатора Забайкальского края ИА «Чита.Ру» ответили, что информации о существовании представленного источником документа у них нет. Редакция направила официальный запрос в Администрацию президента РФ.
|